Главная Блог

Закупки по ГОЗ на 4 млн и на 14 млн: есть ли принципиальная разница


Петр Камаль
Ответ на вопрос составил:
Эксперт с более чем 15-летним опытом работы в сфере коммерческих и государственных закупок. За время своей карьеры успешно реализовал десятки проектов, связанных с организацией и сопровождением тендерных процедур, разработкой закупочной документации и обеспечением соответствия законодательным требованиям. Основные компетенции включают проведение анализа рынка и поставщиков, управление рисками, разработку стратегий участия в тендерах и сопровождение на всех этапах заключения контракта (44-ФЗ, 223-ФЗ и корпоративные закупки).
Вступить в закрытый канал с тендерными специалистами



44-ФЗ223-ФЗзапрос котировокнарушенияположениегособоронзаказобоснованиедокументацияНМЦКконтрактединственный поставщикФАСплатежиактАСТ ГОЗпротоколылицензииСРО

Закупки по ГОЗ на 4 млн и на 14 млн: есть ли принципиальная разница

На уровне федерального законодательства по ГОЗ отдельного «режима» именно для сумм 4 млн и 14 млн рублей нет. Закупки в рамках гособоронзаказа регулируются связкой 44-ФЗ или 223-ФЗ и 275-ФЗ, плюс ежегодным постановлением Правительства о ГОЗ и подзаконными актами по ценообразованию и банковскому сопровождению. В этих документах пороги «4 млн» и «14 млн» как водораздел для разных процедур не выделены.

По факту сама процедура закупки по ГОЗ — выбор способа, требования к участникам, работа через АСТ ГОЗ, отдельный счёт, банковское сопровождение — строится одинаково как при цене 4 млн, так и при 14 млн руб., если это один и тот же способ закупки (аукцион, конкурс, закупка у единственного и т.п.).

Где реально могут «всплывать» суммы 4 и 14 млн

Разница чаще всего связана не с 275-ФЗ, а с:

  • Внутренними документами заказчика (положение о закупке, локальные регламенты) Там могут быть свои пороги для:

    • «малых» закупок (упрощённая процедура, запрос котировок и т.п.);

    • выбора способа закупки (до определённой суммы — можно закупать у единственного, выше — только конкурентный способ);

    • уровня согласований внутри организации (например, до 5 млн согласует начальник службы, до 15 млн — директор департамента, выше — руководитель организации и т.п.).

    В таких внутренних документах конкретного заказчика вполне могут стоять пороги «до 4 млн» и «до 14 млн» — но это уже не общие правила по ГОЗ, а особенности именно этого заказчика.

  • Требования к участникам и расчёт лимитов/коэффициентов В методиках оценки, расчёта финансовой устойчивости, лимита обязательств по СРО, иногда используются градации по цене контракта. Порог в 4 млн может фигурировать как граница для расчётных коэффициентов (например, коэффициент снижения при определении предельного объёма обязательств у участника). Но это опять же не «особый порядок закупки», а технический параметр в методике.

  • Объём документов для обоснования цены По ПП РФ № 1465 и подзаконным актам по ценообразованию для ГОЗ, набор и детализация документов по цене зависят от типа продукции, структуры затрат и общих лимитов ГОЗ, а не от «планки 4 млн/14 млн». Однако на практике отдельные ведомственные инструкции могут вводить упрощённые пакеты документов для относительно небольших контрактов. Конкретные границы нужно смотреть в инструкциях вашего заказчика и в закрытых приложениях к постановлению о ГОЗ на соответствующий год.

Что остаётся неизменным независимо от 4 или 14 млн

Независимо от суммы, если это именно контракт в рамках ГОЗ, для исполнителя и заказчика сохраняются ключевые особенности:

  • Применение 275-ФЗ: отдельный учёт, контроль использования средств, кооперация, раскрытие информации головным исполнителем и т.д.

  • Отдельный счёт и банковское сопровождение: расчёты по ГОЗ идут через специальный счёт в уполномоченном банке, с жёсткими ограничениями на списание средств (лимит свободных списаний в месяц зависит от статуса исполнителя — головной/исполнитель, но не привязан к порогам 4 и 14 млн).

  • Государственное регулирование цены: цена продукции по ГОЗ подлежит госрегулированию и согласованию (затрратный метод, ориентировочные/фиксированные цены, протоколы согласования и регистрация). Здесь важны методики и лимиты по номенклатуре, а не просто «4 или 14 млн».

  • Повышенный контроль и ответственность: проверки использования средств, контроль ФАС, военных представительств, усиленная административная и уголовная ответственность за нарушения.

На что смотреть заказчику и исполнителю на практике

Чтобы понять, есть ли для вашей закупки по ГОЗ реальная разница между 4 млн и 14 млн руб., нужно:

  • Открыть своё положение о закупке (если 223-ФЗ) или внутренние регламенты заказчика (если он головной исполнитель/исполнитель по ГОЗ)

    • Проверить, нет ли там отдельных порогов по способам закупки, малым закупкам и согласованиям именно с цифрами 4 и 14 млн.

  • Посмотреть закрытое постановление Правительства о ГОЗ на соответствующий год и приложения к нему

    • Условия упрощённого размещения ГОЗ;

    • Особые случаи заключения контрактов с единственным поставщиком;

    • Требования к оформлению и регистрации цены.

  • Проверить методики по ценообразованию и внутренние инструкции заказчика

    • Какие пакеты документов по цене нужны при данных суммах;

    • Не появляются ли там специальные пороги, влияющие на состав материалов.

Если в этих документах отдельные пороги «4 млн» и «14 млн» не введены, то принципиальной разницы в проведении закупки по ГОЗ именно из-за суммы контракта нет: выбирается тот же способ закупки, действует тот же порядок размещения и та же «ГОЗ-специфика» по 275-ФЗ. Разница будет только в цифре НМЦ, объёме работ и риске для сторон, но не в базовых правилах процедуры.


Закрытая группа по закупкам - ответы на вопросы по тендерам

Полезные советы, обсуждения, опыт экспертов – бесплатно!

Вступить в Telegram

Комментарии к статье


Пока оставлено 0 комментариев.
Может первым будете вы (Публикуется после модерации)?



Другие записи в блоге



Сайт собирает данные с помощью cookie и Яндекс.Метрики.