С вводом ПП РФ № 1875 у многих заказчиков возник соблазн «подстраховаться» и при обосновании НМЦК запрашивать коммерческие предложения только у российских производителей или их официальных дилеров. Формально логика понятна: постановление нацелено на поддержку российской промышленности, а значит и цены «правильнее» брать именно с реестровых товаров. Но важно понимать, что ПП 1875 напрямую не даёт права игнорировать общий порядок обоснования НМЦК и не разрешает искусственно «отсекать» иностранные КП просто по факту страны происхождения.
Что требует ПП 1875 от заказчика в части цен
ПП 1875 вводит единый нацрежим: запреты, ограничения, преимущества и минимальную долю закупок российских товаров. Для обоснования НМЦК постановление устанавливает ключевой принцип:
если вы закупаете товар из Перечней к ПП 1875 с применением запрета или ограничения, ориентироваться нужно прежде всего на российскую продукцию из реестров (РРПП / евразийский реестр, а для части позиций – ещё и ГИСП).
Практически это означает:
-
при расчёте НМЦК заказчик в первую очередь использует цены российских (реестровых) товаров;
-
если реестровых товаров несколько — по общему правилу нужно не менее трёх сопоставимых цен;
-
только если российского товара в реестрах нет или он явно не покрывает потребность, заказчик переходит к иным источникам и (при наличии оснований) к уведомлению Минпромторга.
Это логика постановления: цена должна быть «приземлена» на тот рынок, к которому вы фактически привязаны запретом (российский/ЕАЭС).
Что еще почитать? Самое интересное на портале
- Топ лучших агрегаторов для поиска тендеров в 2025 году
ТендерГуру, Ростендер, Бикотендер и другие. - Лучшие электронные торговые площадки (ЭТП)
Росэлторг, Текторг, ЭТП ГПБ и другие.
Проблема «только российских КП» с точки зрения 44-ФЗ
Но при этом ПП 1875 не отменяет и не переписывает общие правила обоснования НМЦК по 44-ФЗ.
По методике Минфина (приказ № 567н и др.) и сложившейся практике:
-
при запросе коммерческих предложений заказчик должен действовать объективно и недискриминационно;
-
нельзя искусственно «сужать» круг потенциальных поставщиков только по признаку страны происхождения, если это прямо не предусмотрено законом;
-
обоснование НМЦК — это не выбор поставщика, а сбор репрезентативной информации о рынке.
Если вы в запросе КП пишете, например: «просим направить коммерческое предложение, но только от российских производителей / только по товарам из РРПП», то вы:
-
уже на стадии сбора информации жёстко задаёте исход — рынок иностранной продукции как будто не существует;
-
создаёте ситуацию, когда НМЦК формируется по ограниченному сегменту рынка и может быть выше рыночного;
-
рискуете получить претензии от контролёров за искусственное завышение НМЦК и дискриминацию поставщиков по признаку страны происхождения.
Контрольные органы традиционно исходят из того, что:
-
требовать в коммерческом предложении указания страны происхождения и реестрового номера можно и даже нужно, если вы применяете запрет/ограничение/преимущество;
-
но искусственно запрещать поставщикам направлять КП на иностранную продукцию, когда вы просто обосновываете НМЦК, — это излишнее ограничение.
Как совместить требования ПП 1875 и «недискриминацию»
Рабочий и безопасный для заказчика подход выглядит так.
1) В запросе КП не «отрезать» иностранцев
В тексте запроса:
-
не писать «только российские производители» и «только товари из реестра» как запрет для остальных;
-
корректно: попросить указать:
-
цену,
-
страну происхождения,
-
наличие реестровой записи (номер в РРПП / евразийском реестре),
-
условия поставки.
-
Тогда к вам могут прийти:
-
КП с российскими реестровыми товарами;
-
КП с российскими, но не реестровыми;
-
КП с иностранными.
Это не противоречит 44-ФЗ и даёт более честную картину рынка.
2) При расчёте НМЦК приоритезировать российские товары
Дальше, уже на этапе расчёта НМЦК:
-
вы сегментируете полученные КП:
-
отдельно российские реестровые,
-
отдельно остальные (нереестровые / иностранные);
-
-
основной массив для расчёта НМЦК формируете по цене российских реестровых товаров (в духе ПП 1875);
-
если российских реестровых КП мало или нет, описываете это в обосновании и тогда используете другие КП (в том числе иностранные) с пояснением, почему иначе нельзя.
Так вы соблюдаете и ПП 1875 (опора на российские реестровые товары), и принципы объективности НМЦК.
Отдельный вопрос: когда закупка не подпадает под меры ПП 1875
Есть ситуации, когда по ПП 1875 меры не применяются (например, малые закупки, часть товаров не из приложений, отдельные исключения). В таких случаях:
-
у вас нет формальной обязанности «ориентироваться на российских» при обосновании НМЦК;
-
запрос КП можно делать как обычно — к любым поставщикам, без ограничений по стране происхождения.
Если в таких закупках вы по собственной инициативе начнёте писать в запросе КП «только российские производители», это уже будет чистая самодеятельность заказчика, не опирающаяся на ПП 1875, и риски по жалобам/проверкам полностью ложатся на вас.
Что в итоге можно, а что нельзя
Можно и разумно:
-
в запросе КП просить указать страну происхождения и реестровый номер;
-
при расчёте НМЦК отдавать приоритет ценам российских реестровых товаров, если вы применяете запрет/ограничение по ПП 1875;
-
описывать в обосновании, что приоритет российских КП выбран именно в связи с требованиями ПП 1875.
Рискованно и нежелательно:
-
прямо прописывать в запросе КП «просим направлять предложения только по российской продукции / только от российских производителей»;
-
отсеивать КП только потому, что в них указана иностранная страна происхождения, на стадии сбора цен;
-
считать НМЦК по «случайным» 1–2 российским КП, игнорируя весь остальной рынок, без объяснения причин.
Итог
ПП 1875 не даёт юридического права «запирать» запрос коммерческих предложений только на российских производителей.
Заказчик обязан:
-
учитывать требования постановления и при обосновании НМЦК ориентироваться на российские реестровые товары, если применяет запрет/ограничение;
-
но при этом соблюдать общие принципы 44-ФЗ: объективность, отсутствие дискриминации и разумность расчёта НМЦК.
Поэтому безопасная формула: собирать КП со всего рынка, но в расчёте НМЦК опираться на российские реестровые предложения и корректно обосновывать, почему именно они взяты за основу.