Коротко:
-
Конкурс как форма торгов по аренде гос/мунимущества разрешён только для ограниченного перечня объектов. Для всего остального — аукцион.
-
Дополнительные требования к участникам (опыт, ресурсы, «создать N рабочих мест» и т. п.) запрещены.
-
В конкурсе можно оценивать только: цену договора, сроки реконструкции/ремонта, объёмы производства (работ/услуг) с использованием имущества и цены производимых товаров/работ/услуг. Критерия «рабочие места» в списке нет — ставить его нельзя.
Что еще почитать? Самое интересное на портале
- Топ лучших агрегаторов для поиска тендеров в 2025 году
ТендерГуру, Ростендер, Бикотендер и другие. - Лучшие электронные торговые площадки (ЭТП)
Росэлторг, Текторг, ЭТП ГПБ и другие.
1) Когда вообще можно проводить конкурс, а не аукцион
-
Конкурс допустим исключительно для видов имущества из Приложения № 2 к Приказу ФАС № 147/23 (железнодорожная/трубопроводная инфраструктура, порты, аэропорты, гидротехобъекты, коммунальная инфраструктура, метрополитен, ряд объектов для МСП и др.). По остальным объектам — аукцион.
-
Отдельно: по объектам теплоснабжения и водоснабжения договор аренды заключается только через конкурс (прямое указание закона отрасли).
-
Торги проводятся в электронной форме на площадках из перечня по 44-ФЗ; извещение по конкурсу размещают не менее чем за 30 дней до окончания подачи заявок; заключать договор раньше чем через 10 дней после публикации результатов нельзя.
2) Можно ли устанавливать «доп. требования» к участникам
-
Нельзя. Приказ ФАС № 147/23 прямо запрещает включать в конкурсную документацию любые доп. требования к квалификации участника: опыт, деловую репутацию, наличие мощностей/оборудования/персонала/финансов и т. п. (а значит и «штат не менее…», «создать рабочие места…» как условие допуска — тоже нельзя).
3) Что можно требовать и по чему оценивать в конкурсе
-
В саму конкурсную документацию можно включать требования к работам/действиям в отношении имущества (объём, качество, сроки), а также к товарам/работам/услугам, которые будут производиться с использованием этого имущества — это относится к предмету договора, а не к «квалификации» участника.
-
Но оценивать заявки разрешено только по закрытому перечню критериев (п. 70 Приказа):
-
цена договора;
-
сроки реконструкции/капремонта объекта (если это предусмотрено);
-
объём производства товаров/работ/услуг с использованием имущества;
-
цены на товары/работы/услуги, производимые с использованием имущества. Любые другие критерии (например, «число созданных рабочих мест», «инвестиции в социальные проекты» и т. д.) — недопустимы.
-
4) Ещё важные процессуальные ограничения
-
Взимать «плату за участие» запрещено; допускается только задаток (размер определяет организатор).
-
Документация не может объединять в один лот технологически и функционально не связанное имущество (например, вместе объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения).
Итог
-
Если ваш объект есть в перечне — можно проводить конкурс, иначе — аукцион.
-
Требования уровня «создать рабочие места» нельзя ставить ни как фильтр допуска, ни как критерий оценки. Фокусируйтесь на условиях использования имущества (ремонт/реконструкция, объёмы и цены продукции/услуг) и на цене договора — именно это допускает регламент.