Получив бюджетную субсидию, организация автоматически попадает под условия соглашения о её предоставлении. Именно текст соглашения определяет, какой закупочный режим применяется и нужно ли проводить открытый конкурс. Ниже — базовые правила, которые помогут быстро понять, где конкурс неизбежен, а где достаточно другого способа.
Кто точно работает по 44-ФЗ
Получатель субсидии | Норма, обязывающая применить 44-ФЗ |
---|---|
Бюджетные и автономные учреждения | Ст. 15 Закона № 44-ФЗ: все средства, включая субсидии, расходуются по 44-ФЗ. |
ГКУП-ы, МУП-ы при субсидиях на капвложения | Ст. 78.2 БК РФ — соглашение прямо требует процедур 44-ФЗ. |
НКО, АО, фонды и другие «не-заказчики» | Ст. 78.1 БК РФ + условия соглашения: грантодатель вправе прописать применение 44-ФЗ. |
Что еще почитать? Самое интересное на портале
- Топ лучших агрегаторов для поиска тендеров в 2024 году
ТендерГуру, Ростендер, Бикотендер и другие. - Лучшие электронные торговые площадки (ЭТП)
Росэлторг, Текторг, ЭТП ГПБ и другие.
Когда конкурс становится единственным вариантом
Ситуация | Почему без конкурса нельзя |
---|---|
Соглашение прямо указывает «открытый конкурс (электронный)» | Для «внешних» получателей субсидии порядок согласовывается индивидуально; отступить нельзя — нарушение условий финансирования. |
НИОКР или ОКР > 5 млн | Ч. 3 ст. 48 Закона № 44-ФЗ требует электронный конкурс. |
Предмет закупки входит в перечень, где конкурс (или конкурс с ограниченным участием) установлен законом | Пример: охранные услуги, страхование, услуги кредитных организаций. |
Аукцион невозможен, потому что нельзя описать ТЗ «по каталогу» | Когда характеристики результата зависят от творческого или научного подхода, лучший способ отбора — конкурс. |
Иное предписано ведомственными правилами | Некоторым федеральным программам субсидирования при-казом Минфина/ведомства установлены обязательные конкурсы. |
Когда конкурс разрешается заменить другим способом
Условие | Допустимая альтернатива |
---|---|
Закупка «мелкая» (до 600 тыс. по п. 4; до 3 млн для мед-, культ- и образ-учреждений) | Закупка у единственного поставщика: п. 4, 5 ст. 93 44-ФЗ. |
Есть специальное основание п. 6–33 ст. 93 (патент-обладатель, коммуналка, услуги связи и др.) | Покупаем у ЕП даже за счёт субсидии: ограничение вида контрагента важнее вида средств. |
Соглашение разрешает применять 223-ФЗ (редко, но встречается для АО с долей государства < 50 %) | Достаточно конкурентной закупки «у себя» по положению 223-ФЗ — конкурс не нужен. |
Закупка типовой лицензионной «софтовой» продукции | П. 12 ст. 93 — право использования ПО «с полки» у ЕП. |
Проверочный алгоритм для получателя субсидии
-
Открываем соглашение: ищем прямое упоминание 44-ФЗ и конкретного способа (конкурс, аукцион, запрос).
-
Проверяем тип получателя: если вы учреждение — 44-ФЗ обязателен всегда; если АО/НКО — смотрим, что написано в соглашении.
-
Сравниваем НМЦК и предмет: попадает ли закупка под льготу «до 600 тыс.», специальные пункты ст. 93 или под обязательный конкурс (НИОКР, услуги из перечня).
-
Документируем решение в обосновании способа определения поставщика (ч. 1 ст. 18 44-ФЗ).
Ответственность за ошибочный выбор
Минфин в письме № 09-05-02/47219 от 21.07.2017 разъяснил: невыполнение условия соглашения о применении 44-ФЗ расценивается как нарушение Бюджетного кодекса и влечёт возврат субсидии и админштраф по ч. 4 ст. 15.15.3 КоАП . Если же конкурс был обязателен по 44-ФЗ, но заказчик выбрал упрощённый способ — дополнительно грозит штраф ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП для должностных лиц.
Итог
Конкурс обязателен, когда это прямо диктует соглашение о субсидии либо сама норма 44-ФЗ (НИОКР > 5 млн, специфические услуги, отсутствие возможности сформировать аукционное ТЗ). Во всех остальных случаях получатель субсидии вправе применять любой способ, предусмотренный 44-ФЗ, включая закупку у единственного поставщика. Главное — корректно сослаться на норму закона и условия соглашения: это убережёт от финансовых санкций и досрочного расторжения субсидии.