С 1 января 2025 года закупки в интересах гособоронзаказа (ГОЗ) подпадают под общие правила Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875. Базовое правило содержится в п. 1 Постановления: товары из Приложения № 1, происходящие из-за рубежа, к закупке запрещены. Однако тот же акт сразу перечисляет ситуации, когда заказчик вправе не применять этот запрет.
Ключевое исключение подпункт «и» пункта 5
Запрет не применяется, если – НМЦК или цена контракта не превышает 1 млн руб., и – ни одна из использованных при расчёте цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. руб.
Исключение распространяется на любые заказчики, включая тех, чьи закупки относятся к ГОЗ, при условии, что закупаемый товар не входит в ряда особо чувствительных позиций (позиции 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144, 146 Приложения № 1).
Что еще почитать? Самое интересное на портале
- Топ лучших агрегаторов для поиска тендеров в 2024 году
ТендерГуру, Ростендер, Бикотендер и другие. - Лучшие электронные торговые площадки (ЭТП)
Росэлторг, Текторг, ЭТП ГПБ и другие.
Дополнительное «силовое» исключение подпункт «о»
Для МВД, Росгвардии, ФСО, СВР, органов внешней разведки Минобороны и их подведомственных учреждений запрет может не применяться и по подпункту «о», когда закупаются товары из Приложения № 1 за пределами наиболее критичных позиций 1–7, 63–73, 92–94, 99, либо отдельные единицы радиоэлектроники до 2 млн руб.
Обязателен ли отказ от запрета
Нет. Формулировка подпунктов «и», «о» и других в п. 5 — «запрет может не применяться». То есть заказчик вправе выбрать:
-
Сохранить запрет (и тем самым закрыть рынок для нероссийских товаров).
-
Отказаться от запрета, сославшись на соответствующий подпункт п. 5.
Оба решения законны, ключевое — зафиксировать выбранный вариант в документации и обосновании.
Что делать заказчику при цене < 1 млн
-
Проверить код товара. Если он не попадает в «красные» позиции Приложения № 1 (17, 27, 35, 53, 140, 141, 144, 146), подпункт «и» работает.
-
Сравнить пороги:
-
НМЦК 1 млн ;
-
любая цена единицы 300 тыс. .
-
-
Решить, остаётся ли запрет.
-
Оставляем запрет — в ТЗ и извещении пишем: «Запрет по п. 1 ПП 1875 применяется». Поставщики обязаны представлять реестровый номер, СТ-1 или иной «российский» документ.
-
Отказываемся — в документации делаем ссылку: «Запрет не применяется в силу подп. “и” п. 5 ПП 1875; ограничения и квоты также не применяются».
-
Как быть с ограничениями (Приложение № 2) и квотами
Если запрет снят по подп. «и» или «о», ограничения и квоты тоже не действуют — прямо следует из формулы п. 5: речь идёт о неприменении именно норм п. 1. Нормы об ограничениях (Приложение № 2) «переключаются» только через подп. «л», связанный с упрощённым софтом. Для ГОЗ-закупок по подп. «и» это неактуально.
Итоги
-
Да, заказчик по ГОЗ может легально купить иностранный товар из Приложения № 1, если НМЦК < 1 млн и цена каждой единицы < 300 тыс. (подп. «и» п. 5 ПП 1875).
-
Решение об отказе от запрета добровольное; при желании заказчик вправе оставить запрет, даже если пороги ниже.
-
Если запрет снят, не нужны реестровые номера, СТ-1, отчёт об объёме «российских» закупок и т. д.
-
При закупке для МВД, Росгвардии, ФСО, СВР, внешней разведки МО действует ещё и подп. «о» — отдельные льготы до 2 млн за единицу.
Таким образом, низкостомостные контракты ГОЗ не всегда «заперты» на российское происхождение: у заказчика есть законное право гибко управлять национальным режимом в пределах, установленных подпунктами п. 5 Постановления № 1875.