Ситуация типичная: аукцион по 44-ФЗ на поставку керамической плитки, хорошее снижение цены, по итогам торгов сформирован протокол, участник признан победителем. Уже после аукциона поставщик понимает, что при подаче заявки ошибся в количестве и за предложенную цену нужный объём не поставит. Если победитель не подпишет контракт, это будет уклонение и риск включения в РНП. Заказчик бы «по-человечески» хотел обойтись без РНП, но вышестоящее руководство запрещает расторгать по соглашению и тут же объявлять новый аукцион с тем же предметом.
По сути, заказчику приходится выбирать между «понять и простить» и жёстким следованием 44-ФЗ. На практике ответ однозначно складывается в пользу второго варианта.
Ошибка участника — его риск, а не проблема заказчика
Позиция, которую в таких ситуациях обычно озвучивают коллеги-практики:
«Вам, как заказчику, зачем проблемы поставщика в его просчётах Пусть уклоняется и в ФАСе доказывает, что не хотел. Не включайте в РНП — это уже ФАС решит. И да, прокуратура не любит, когда по соглашению расторгаются и следом опять такой же аукцион размещают».
Логика простая:
-
участник добровольно снизил цену и подал заявку с определённым количеством — это его коммерческий риск;
-
«человеческий фактор» (не посмотрел, не пересчитал, ошибся) не является юридическим основанием для особого отношения;
-
если заказчик начнёт «спасать» участника, он фактически помогает уйти от последствий уклонения и РНП, что может быть расценено как нарушение принципов 44-ФЗ и даже как коррупционный фактор.
Поэтому с точки зрения заказчика правильная линия поведения — следовать процедуре, а не подстраиваться под ошибки победителя.
Что еще почитать? Самое интересное на портале
- Топ лучших агрегаторов для поиска тендеров в 2025 году
ТендерГуру, Ростендер, Бикотендер и другие. - Лучшие электронные торговые площадки (ЭТП)
Росэлторг, Текторг, ЭТП ГПБ и другие.
Что будет, если победитель не подпишет контракт
Если победитель в установленный срок не подписывает контракт в ЕИС:
-
заказчик фиксирует уклонение от заключения контракта;
-
направляет сведения в ФАС для рассмотрения вопроса о включении участника в РНП;
-
переходит к следующему участнику или признаёт закупку несостоявшейся — по общим правилам 44-ФЗ.
У победителя при этом остаётся право:
-
представить в ФАС свои доводы (о «человеческом факторе», невозможности поставки и т.п.);
-
просить не включать его в РНП, ссылаться на смягчающие обстоятельства, практику и т.д.
То есть если кто-то и будет «по-человечески» разбираться с ситуацией, то это ФАС при рассмотрении вопроса о РНП, а не сам заказчик в момент заключения контракта.
Почему расторжение по соглашению сторон выглядит рискованно
Формально, если контракт уже был заключён и в нём предусмотрено расторжение по соглашению сторон, закон не запрещает его использовать. Но в описанной ситуации:
-
сначала заказчик и поставщик заключают контракт, понимая, что его исполнять не будут;
-
затем почти сразу расторгаются по соглашению;
-
потом заказчик снова объявляет аукцион на ту же плитку.
С точки зрения контролёров (прокуратуры, контрольных органов, КСП):
-
это выглядит как уклонение от РНП и создание преимуществ конкретному участнику;
-
может трактоваться как нарушение принципов конкурентности, целевого и эффективного использования бюджетных средств;
-
портит «рейтинг» и статистику по закупкам, что и отмечают управленцы, запрещающие такие соглашения.
Именно поэтому практика идёт к тому, что расторжение по соглашению сторон в подобных кейсах не поощряется и для заказчика несёт больше рисков, чем плюсов.
Можно ли применить отказ заказчика от заключения контракта по ч. 9 ст. 31 44-ФЗ
Иногда в дискуссиях вспоминают норму об отказе заказчика от заключения контракта по ч. 9 ст. 31 44-ФЗ, где в пример приводятся случаи:
-
отсутствие предмета закупки на рынке;
-
прекращение производства;
-
невозможность исполнения по независящим от сторон обстоятельствам и т.п.
Но ошибка участника в количестве и цене не относится к таким обстоятельствам:
-
товар (плитка) на рынке есть;
-
производство не прекращено;
-
контракт нельзя исполнить только потому, что участник неправильно просчитал своё предложение.
То есть использовать ч. 9 ст. 31 в этой ситуации крайне рискованно: контролёры могут признать такое решение необоснованным и увидеть в нём попытку «спасти» победителя от РНП.
Есть ли вообще какие-то мягкие варианты
Фактически законных «мягких» вариантов немного.
-
Изменение объёма в пределах 10 % по ч. 7 ст. 95 44-ФЗ Если ошибка участника и реальное «нехватание» по объёму укладываются в 10 %, можно рассмотреть вариант:
-
уменьшить объём поставки по ч. 7 ст. 95;
-
пропорционально уменьшить цену контракта.
Но в чате справедливо замечали: увеличить или уменьшить объём более чем на 10 % нельзя. Если просчёт крупный и участник не тянет значительную часть объёма, этот вариант не спасает.
-
-
Добровольное исполнение участником Участник может всё-таки подписать контракт и попытаться выполнить его за свой счёт (или с минимальной маржой). Это его коммерческое решение. Заказчика это устраивает, контролёры вопросов не задают.
-
Строгое следование процедуре уклонения Если участник объективно не тянет контракт, самый чистый вариант для заказчика:
-
уведомить участника о сроках и последствиях неподписания;
-
при отсутствии подписи оформить уклонение;
-
направить материалы в ФАС и действовать строго по 44-ФЗ.
Для заказчика это самый безопасный путь с точки зрения проверок и репутации.
-
Итог для заказчика
В описанной ситуации «по-человеческое» решение со стороны заказчика — это корректно и спокойно следовать 44-ФЗ:
-
не подменять собой ФАС и не «спасать» участника от его собственных ошибок;
-
не расторгать по соглашению сторон только ради того, чтобы не было РНП и можно было тут же объявить такой же аукцион;
-
при необходимости использовать только те законные инструменты, которые действительно подходят под ситуацию (например, уменьшение объёма в пределах 10 %).
Все «красивые» схемы с быстрым заключением и таким же быстрым расторжением по соглашению ради повторного аукциона по сути создают проблемы самому заказчику, а не их решают.