При закупке по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (до 600 тыс. руб.) телевизора и МФУ, которые попадают в Перечень № 2 к ПП РФ № 1875, у заказчиков возник естественный вопрос: если закупка неконкурентная и запрет из ПП 1875 не применяется, нужно ли всё равно:
-
в техническом задании ориентироваться только на характеристики российских товаров из ГИСП;
-
направлять запросы коммерческих предложений только российским производителям из ГИСП
Разберём по частям, что реально требуют 44-ФЗ и ПП № 1875.
Что происходит с нацрежимом при малой закупке по п. 4
Постановление № 1875 устанавливает:
-
запреты (Перечень № 1);
-
ограничения допуска / преимущества (Перечень № 2 и др.);
-
особенности определения цены, которые действуют независимо от способа закупки, в том числе при закупке у единственного поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93.
Отдельно Минфин разъяснил, что для ряда случаев (например, при НМЦК до 1 млн руб. и цене единицы до 300 тыс.) запрет из ПП № 1875 не применяется, но особенности определения цены всё равно действуют.
Для телевизоров и МФУ из Перечня № 2 важно следующее:
-
ограничение допуска как механизм работает только при конкуренции заявок (аукцион, конкурс и т.п.);
-
при неконкурентной закупке по п. 4 это ограничение технически не срабатывает (нет конкуренции, нет выбора между российским и иностранным предложением);
-
но особенности расчёта цены с учётом реестров и российских товаров всё равно сохраняются, даже при п. 4.
То есть: при малой неконкурентной закупке по п. 4 запрет/ограничение как «режим допуска» вы не устанавливаете, но при определении НМЦК и выборе товара должны учитывать существование российских моделей из реестров.
Что еще почитать? Самое интересное на портале
- Топ лучших агрегаторов для поиска тендеров в 2025 году
ТендерГуру, Ростендер, Бикотендер и другие. - Лучшие электронные торговые площадки (ЭТП)
Росэлторг, Текторг, ЭТП ГПБ и другие.
Техническое задание: только российские характеристики или нет
Часть 1.1 статьи 33 44-ФЗ требует: если объектом закупки является товар, в отношении которого установлены меры нацрежима по ст. 14, описание этого товара должно формироваться с учётом характеристик товара российского происхождения, содержащихся в реестрах/ГИСП (если такие сведения есть).
При этом:
-
норма не делит закупки на конкурентные и неконкурентные — она общая для описания объекта закупки;
-
но речь идёт именно о том, что заказчик должен ориентироваться на характеристики российских товаров, а не копировать «портрет» конкретной иностранной модели.
Отсюда практический вывод:
-
да, при формировании ТЗ по телевизору и МФУ из Перечня № 2 вы должны посмотреть, какие характеристики есть у российских моделей в реестрах/ГИСП и КТРУ, и не описывать товар «под заведомо иностранный образец»;
-
нет, закон не требует, чтобы ТЗ состояло «только» из характеристик одной конкретной российской модели из ГИСП, и не запрещает формулировать характеристики так, чтобы им соответствовали и российские, и иностранные товары (если вы при этом не заявляете запрет/ограничение).
Иными словами, при малой закупке по п. 4:
-
«ориентируемся на российские» — да (ч. 1.1 ст. 33, ПП 1875);
-
«жёстко копируем одну модель из ГИСП и под неё затачиваем ТЗ» — нет обязанности;
-
«искусственно выгоняем из ТЗ всё, чему соответствует только иностранный товар» — это уже будет перекос и потенциальное нарушение.
Запросы КП: только российские производители из ГИСП или можно всех
Особенности определения цен по ПП № 1875 распространяются на все способы определения поставщика, в том числе на закупки у единственного по п. 4. Они требуют учитывать:
-
наличие российских товаров из реестров;
-
данные о ценах таких товаров при расчёте НМЦК.
Но нигде не сказано, что:
-
при расчёте НМЦК запросы КП должны направляться только российским производителям из ГИСП;
-
заказчик обязан игнорировать коммерческие предложения от иностранных поставщиков.
Наоборот, логика такова:
-
запросы КП можно направлять любым поставщикам (российским/иностранным);
-
при расчёте НМЦК нельзя «делать вид», что российских товаров нет, если они есть в ГИСП/реестрах и их цены вам доступны;
-
при наличии сопоставимых российских товаров обоснованно ориентироваться именно на них, а не на очевидно более дорогой импорт без объяснений.
Таким образом, при малой закупке по п. 4:
-
направлять КП только российским производителям из ГИСП вы не обязаны;
-
вы вправе запросить предложения у разных поставщиков, но при обосновании НМЦК и выборе товара должны показать, что российские аналоги были учтены и сознательно не игнорировались.
Итог
При малой неконкурентной закупке телевизора и МФУ по п. 4 ч. 1 ст. 93:
-
запрет/ограничение допуска из ПП № 1875 как режим конкуренции вы не применяете, но особенности определения цены и требование учитывать характеристики российских товаров по ч. 1.1 ст. 33 44-ФЗ сохраняются;
-
в ТЗ нужно формировать описание с оглядкой на характеристики российских товаров из реестров/ГИСП, но требований «копировать одну российскую модель» и полностью отрезать характеристики, которым соответствует только иностранный товар, закон не содержит;
-
запросы КП можно направлять не только российским производителям из ГИСП, но при расчёте НМЦК и выборе товара вы должны учитывать наличие российских аналогов и не игнорировать их без обоснования.
То есть ориентируемся на российские товары и реестры, но жёсткой обязанности «только ГИСП и только российские КП» при малой неконкурентной закупке по п. 4 нет.