21 мая 2014
Собеседник «Новых Деловых Вестей» Дмитрий Борисов, кандидат юридических наук,
преподаватель-консультант Академии бизнеса и управления собственностью.
«НДВ»: – Дмитрий Юрьевич, Академия бизнеса и управления собственностью славится уровнем
компетенции преподавательских кадров. В этой связи, интересен взгляд профи от образовательной сферы – в
какой мере обсуждение «44-ФЗ» в столице на форуме «ГОСЗАКАЗ-2014» в апреле было полезным?
Борисов: – Лично для меня было интересно пообщаться с первыми лицами, ответственными за
полноценную работу закона и задать им волнующие вопросы. Жаль, что вопросов пока слишком много, а времени
на их разъяснение меньше, чем хотелось бы.
– Какие-то фрагменты выступлений этих «первых лиц» запомнились?
– Глава ФАС Игорь Артемьев подчеркнул, что на сферу госзакупок сегодня приходится около 15% российского
ВВП. Он заявил, что что созданная система дорогого стоит, потому что налогоплательщик видит, куда
потрачен каждый его рубль. Эта система беспрецедентна. Но отметил также – необходимы еще усилия для
повышения конкуренции в сфере госзакупок, увеличения доли на этом рынке малых предприятий, обеспечения
эффективности работы системы госзакупок по всей цепочке.
Наряду с хвалебными отзывами о прогрессивности нового закона о контрактной системе, участники форума
высказали достаточно замечаний. Говорили о необоснованном усложнении процедур закупок и установлении
требований о согласовании закупок у единственного поставщика с контрольными органами, что никак не
облегчает работу заказчиков. Указывали на сокращение возможностей для заключения договоров у
единственных поставщиков, что привело к росту конкурентных закупок на малые суммы, не вызывающих
интереса у потенциальных поставщиков, и как следствие приводящих к невозможности освоения бюджетных
средств.
– Дмитрий Юрьевич, уже сейчас известно, что с 1 января 2015 года заказчики должны будут перейти на
электронную форму закупок, обсуждалась ли эта тема в Москве?
– Конечно. Докладчики утверждали, что эта работа будет проводиться поэтапно. В первую очередь на
электронные закупки с января будущего года перейдут федеральные заказчики. А в перспективе это ждет
всех. В связи с внедрением электронных форм закупок возрастает роль электронных площадок, которые,
станут посредниками между заказчиками и участниками закупок.
– Позволяет ли новое законодательство внедрение каких-либо новых IT-систем для использования в
работе заказчиками?
– Да. И мало того – участникам форума на рассмотрение были представлены несколько программных платформ,
предназначенных для обоснования начальной максимальной цены, поиска закупок, а также организации
электронного документооборота между участниками закупочного процесса. Эти IT-продукты призваны помочь и
облегчить труд заказчика.
– Федеральный закон №44 – это еще и и определенный уровень знаний всех участников закупок.
Обсуждался ли на форуме вопрос образования по контрактной системе?
– Проблемам доступности и качества образования было уделено особое внимание. Докладчики отметили, что
повышенный спрос на образовательные услуги по повышению квалификации в сфере закупок вызвал рост
предложений на рынке образовательных услуг. А это, к сожалению, привело к снижению качества обучения. Так
многие образовательные учреждения в погоне за «длинным» рублем, не считаясь с разумной ценой подобной
услуги, предлагают ее по заниженным ценам. При этом они зачастую не имеют необходимого опыта проведения
подобного обучения и квалифицированных преподавателей. В итоге на выходе заказчик получает сотрудника с
«корочкой», который лишь формально соответствует требованиям законодательства, но в реальности не готов
к работе. Подобные явления привели к тому, что такие специалисты, не сумев разобраться в тонкостях
законодательства, сразу увольняются с работы, поскольку считают себя не способными на выполнение его
требований, либо нарушают его, тем самым причиняя имущественный вред, как самой организации, так и его
сотрудникам, которые вынуждены платить повышенные штрафы.
– Как Академия бизнеса и управления собственностью решает вопросы повышения квалификации по этому
направлению?
– АБиУС выгодно отличает от других организаций сотрудничество с ведущими специалистами и институтами в
сфере государственных закупок, наличие большого опыта повышения квалификации как в сфере размещения
заказов (начиная с 2005 года), так и в сфере закупок (начиная с 2013 года), наличие квалифицированных
преподавательских кадров, имеющих не только теоретическую подготовку, но и немалый стаж работы в сфере
госзакупок. Работа кафедры госзакупок нацелена на повышение качества обучения и его практическую
направленность. Наши образовательные программы постоянно обновляются в соответствии с потребностями
заказчиков и изменениями в законодательстве. Кроме того, мы консультируем наших слушателей и после
окончания обучения. Так на сайте Академии http://new.akbiz.ru/ создан специальный ресурс «Контрактная система в
вопросах и ответах».
Источник: http://ndwesti.ru/fascicle/2014/05/1078/187457/
|