Новости закупок | |
![]() | Коммерческий директор электронной торговой площадки АКД: Переход на электронные торги – смелый, но необходимый шаг со стороны Росатома |
28 апреля 2014 В 2013 году Госкорпорация «Росатом» сэкономила 22 млрд рублей на конкурентных закупках за счет разницы между установленной начальной максимальной ценой закупки и суммой заключенного договора, заявил в ходе круглого стола «Корпоративные закупки. Что принес 223-ФЗ?» на форуме-выставке «Госзаказ-2014» директор Департамента методологии и организации закупок ГК «Росатом» Роман Зимонас. По его словам, еще 3,7 млрд рублей были сэкономлены за счет дополнительной проверки начальных максимальных цен. Общий экономический эффект от закупок в атомной отрасли достиг 25,7 млрд рублей. Общий объем экономии, которая была достигнута с помощью различных механизмов оптимизации деятельности предприятий атомной отрасли, составил 31,1 млрд рублей (включая выгоду от снижения цен на конкурентных процедурах, контроля начальных максимальных цен и экономии на строительно-монтажных работах). Кирилл Поляков, коммерческий директор электронной торговой площадки АКД: Закупочную деятельность Росатома я бы оценил на 80 из 100. И это очень хороший показатель. Во-первых, есть куда расти, и, во-вторых, не будем забывать, что речь идет о госкомпании, которая лидирует по соотношению размера бизнеса и прозрачности закупок. Столь крупная госкорпорация сейчас проводит 99% своих закупок в электронной форме. Это достойно восхищения и отражается в различных рейтингах, а в ее состав, напомню, входят около 400 предприятий, которые регламентируют свои закупки 44-ФЗ, 223-ФЗ и положением о закупках Росатома Единым отраслевым стандартом закупок. Эксперт РА вместе с Национальной ассоциацией институтов закупок проводил исследование, и Росатом со своей прозрачной и эффективной системой закупок занял в рейтинге первое место. Все аспекты закупочной деятельности Росатома, вкупе с постоянным совершенствованием системы закупок, дают весьма продуктивный эффект. В новой редакции ЕОСЗ Росатома несколько сотен нововведений – это значит, что работа велась долго и кропотливо, и она повлечет за собой изменения на электронных площадках. То есть закупочная отрасль в Госкорпорации «Росатом» не только работает, но и совершенствуется. ЕОСЗ – основательный документ, который был разработан и постоянно совершенствуется ведущими экспертами и специалистами в этой области. Это сложная работа, так как одновременно надо учитывать потребности и особенности работы всех предприятий, входящих в состав Росатома. Я бы посоветовал заказчикам и в других отраслях перенять этот опыт. Создание положения о закупке и его внедрение в любой крупной компании – это очень важный и нужный шаг. Раньше, когда закупки Росатома были не упорядочены, и единых правил для предприятий не существовало, это существенно осложняло жизнь поставщикам. Переход на электронные торги – это тоже смелый, но необходимый шаг со стороны Росатома. Очень сложно перевести большинство закупок в электронную форму – нужно очень много времени, чтобы подвести закупки под нормативно-правовую базу. Мировая практика складывается таким образом: прямыми закупками узкоспециальной продукции занимаются сами заказчики, которые точно знают все необходимые характеристики. А вот непрямые закупки (канцелярские товары, оргтехника, спецодежда и т.д.) зачастую передают на аутсорсинг или на площадку электронных торгов. Росатом пошел дальше и многие свои сложные прямые закупки тоже стал проводить на электронных площадках. За последний год рынок этот ощутимо подрос – на этих площадках стало много и поставщиков, и заказчиков. Этот опыт тоже я бы посоветовал у Росатома перенять другим компаниям. Как и решение по выбору трех независимых площадок – все они не входят в структуру госкорпорации, что обеспечивает дополнительную прозрачность. Все три нацелены на эффективную работу и максимальную результативность. Такая конкуренция всегда стимулирует на продуктивную работу, в том числе и по организации функционала и его доступности как для заказчика, так и для поставщиков.
Третий момент, который позитивно влияет на повышение прозрачности закупочной деятельности, которые
можно было бы перенять у Росатома, это создание арбитражного органа по контролю и арбитражу закупок. В
госкорпорации в этом направлении работает ЦАК – Центральный арбитражный комитет, куда поступают жалобы
участников торгов и в большом количестве. Отчасти и поэтому появилась необходимость создавать помимо
центрального, еще два Арбитражных комитета – по дивизионам, так как центральный аппарат уже не
справляется. И я расцениваю этот факт, как положительный. Количество жалоб прямо пропорционально доверию
участников к тому, что этот инструмент работает. Участники видят, что жалобы рассматриваются объективно,
видят и решения, которые принимают в пользу того, кто прав. Другое дело, что среднее соотношение
обоснованных и необоснованных жалоб 50 на 50. Источник: http://polit.ru/article/2014/04/28/polyakov_rel/ |