Коротко: да, это может быть законно — если это прямо предусмотрено Положением о закупке и закупочной документацией заказчика, а доступ к системе свободный и без дискриминационных барьеров. Если в Положении/документации этого нет или требование фактически ограничивает конкуренцию (обязывает регистрироваться в «чужой» системе без основания, требует платные сервисы и т. п.), — такое условие обычно признаётся неправомерным и его стоит оспаривать.
Почему так
-
По 223-ФЗ порядок проведения закупки и исполнения договора (в т. ч. формат приёмки) заказчик устанавливает в Положении о закупке и документации. Именно Положение определяет способы и регламенты конкурентных процедур и дальнейшие действия сторон.
-
«Портал поставщиков Москвы» действительно поддерживает электронное актирование/приёмку (УПД, акты), и многие муниципальные/корпоративные заказчики используют его как площадку исполнения. Если закупка проводится на Портале и в Положении/документации закреплено, что приёмка идёт через него, требование выглядит обоснованным.
Что еще почитать? Самое интересное на портале
- Топ лучших агрегаторов для поиска тендеров в 2025 году
ТендерГуру, Ростендер, Бикотендер и другие. - Лучшие электронные торговые площадки (ЭТП)
Росэлторг, Текторг, ЭТП ГПБ и другие.
Когда требование законно
-
В Положении о закупке есть норма о применении конкретной ИС/портала для обмена документами и приёмки.
-
В извещении/проекте договора это прямо прописано.
-
Доступ к порталу безвозмездный и недискриминационный для всех потенциальных участников (регистрация, ЭП, инструкции доступны публично).
Когда это — ошибка заказчика
-
Положением/документацией не предусмотрено электронное актирование через сторонний портал, а вас обязывают «дослать» туда документы — это добавляет требований сверх установленных и может ограничивать конкуренцию. ФАС регулярно признаёт избыточные/необоснованные условия нарушением принципов 223-ФЗ.
-
Требование фактически затрудняет доступ (нужно оплачивать сервис, покупать специфичный софт, регистрироваться в региональной системе, не предусмотренной Положением) — это тоже признак дискриминации и повод для жалобы. Общая логика ФАС по 223-ФЗ: заказчик может регулировать процедуру только в рамках Положения и без избыточных барьеров.
Что делать участнику
-
Откройте Положение о закупке и документацию: есть ли там обязанность приёмки через конкретный портал Если да — готовьте ЭП/регистрацию и работайте в указанной ИС.
-
Если в Положении/документации это не закреплено — подайте запрос разъяснений; при отказе — жалобу в УФАС на избыточное требование.
Итог: требование «электронная приёмка через Портал поставщиков» по 223-ФЗ законно лишь тогда, когда оно прямо следует из Положения о закупке и документации и не создаёт барьеров для участников. В противном случае — это ошибка заказчика и основание для обжалования.