Главная Блог

223-ФЗ, запрос котировок и «электронная приёмка через Портал поставщиков»: допустимо ли требование


Петр Камаль
Ответ на вопрос составил:
Эксперт с более чем 15-летним опытом работы в сфере коммерческих и государственных закупок. За время своей карьеры успешно реализовал десятки проектов, связанных с организацией и сопровождением тендерных процедур, разработкой закупочной документации и обеспечением соответствия законодательным требованиям. Основные компетенции включают проведение анализа рынка и поставщиков, управление рисками, разработку стратегий участия в тендерах и сопровождение на всех этапах заключения контракта (44-ФЗ, 223-ФЗ и корпоративные закупки).
Вступить в закрытый канал с тендерными специалистами



223-ФЗзапрос котировокнарушенияположениезапрос разъясненийдоговортендерыобоснованиедокументацияжалобыФАСактуниверсальные передаточные документы (УПД)

223-ФЗ, запрос котировок и «электронная приёмка через Портал поставщиков»: допустимо ли требование

Коротко: да, это может быть законно — если это прямо предусмотрено Положением о закупке и закупочной документацией заказчика, а доступ к системе свободный и без дискриминационных барьеров. Если в Положении/документации этого нет или требование фактически ограничивает конкуренцию (обязывает регистрироваться в «чужой» системе без основания, требует платные сервисы и т. п.), — такое условие обычно признаётся неправомерным и его стоит оспаривать.

Почему так

  • По 223-ФЗ порядок проведения закупки и исполнения договора (в т. ч. формат приёмки) заказчик устанавливает в Положении о закупке и документации. Именно Положение определяет способы и регламенты конкурентных процедур и дальнейшие действия сторон.

  • «Портал поставщиков Москвы» действительно поддерживает электронное актирование/приёмку (УПД, акты), и многие муниципальные/корпоративные заказчики используют его как площадку исполнения. Если закупка проводится на Портале и в Положении/документации закреплено, что приёмка идёт через него, требование выглядит обоснованным.

Когда требование законно

  • В Положении о закупке есть норма о применении конкретной ИС/портала для обмена документами и приёмки.

  • В извещении/проекте договора это прямо прописано.

  • Доступ к порталу безвозмездный и недискриминационный для всех потенциальных участников (регистрация, ЭП, инструкции доступны публично).

Когда это — ошибка заказчика

  • Положением/документацией не предусмотрено электронное актирование через сторонний портал, а вас обязывают «дослать» туда документы — это добавляет требований сверх установленных и может ограничивать конкуренцию. ФАС регулярно признаёт избыточные/необоснованные условия нарушением принципов 223-ФЗ.

  • Требование фактически затрудняет доступ (нужно оплачивать сервис, покупать специфичный софт, регистрироваться в региональной системе, не предусмотренной Положением) — это тоже признак дискриминации и повод для жалобы. Общая логика ФАС по 223-ФЗ: заказчик может регулировать процедуру только в рамках Положения и без избыточных барьеров.

Что делать участнику

  • Откройте Положение о закупке и документацию: есть ли там обязанность приёмки через конкретный портал Если да — готовьте ЭП/регистрацию и работайте в указанной ИС.

  • Если в Положении/документации это не закреплено — подайте запрос разъяснений; при отказе — жалобу в УФАС на избыточное требование.

Итог: требование «электронная приёмка через Портал поставщиков» по 223-ФЗ законно лишь тогда, когда оно прямо следует из Положения о закупке и документации и не создаёт барьеров для участников. В противном случае — это ошибка заказчика и основание для обжалования.


Закрытая группа по закупкам - ответы на вопросы по тендерам

Полезные советы, обсуждения, опыт экспертов – бесплатно!

Вступить в Telegram

Комментарии к статье


Пока оставлено 0 комментариев.
Может первым будете вы (Публикуется после модерации)?



Другие записи в блоге



Сайт собирает данные с помощью cookie и Яндекс.Метрики.