Новости закупок | |
![]() | Цена ушла на второй план |
09 сентября 2014 К примеру, при действующем ранее 94-ФЗ нельзя было сравнить стоимость дороги в Ханты-Мансийске и стоимость дороги в Чите. Не было базы данных, и соответственно, не было итогов фиксации. После того как 44-ФЗ заработает в полном объеме, все товары и услуги можно будет сравнить по стоимости с аналогами, которые закупают сотни других заказчиков. Если цена будет сильно отличаться, то как минимум нужны объяснения, почему это оказалось дороже. Еще одним отличием нового закона от 94-ФЗ является переход от так называемого ортодоксального, однополярного восприятия мира закупок, где цена является единственным критерием, к более сложной модели с качеством во главе угла. - Кто определяет критерии качества? Евгений Елин, заместитель министра экономического развития Российской Федерации: В 94-ФЗ единственный критерий - цена. Но дешевле не всегда лучше: надо не только обращать внимание на цену, но и на способность исполнителя сделать эту работу и сделать ее качественно. Например, двухэтапные конкурсы и конкурсы с ограниченным участием, когда речь идет о сложных инженерных сооружениях. Как показал опыт, многие компании, которые ничего до сих пор подобного не делали, выигрывали контракт, потому что предлагали самую низкую цену. Надеясь на русское "авось": как-нибудь все сложится. А если не сложится, как-нибудь с заказчиком договоримся либо о продлении сроков, либо об увеличении стоимости. И, конечно, у них оставалась надежда на коррупцию. Случалось, что компания, которая ничего, кроме сараев, не строила, получала контракт на строительство сложнейших объектов. Обеспечительные меры сейчас усложнили, ужесточили требования. - Кто определит, сколько надо платить? Елин: Для каждой работы есть свои стандарты качества. Они, во-первых, должны быть обеспечены. Во-вторых, в 44-ФЗ введен ряд двухэтапных процедур, когда сначала определяется предложение товара и только потом выясняется, какие требования должны быть предъявлены к поставщику. Появилось много новых принципиальных разворотов. Ведь есть понятие переторжки, которое введено для того, чтобы участники имели возможность улучшить условия своих предложений. Этот инструмент предполагает внедрить в контрактную систему. Если выяснится, что после подачи заявки конкурент предлагает более выгодные условия, участник имеет право улучшить и свои условия на этапе проведения конкурса. Впрочем, это все детали, в чем-то второстепенные. - А что первостепенно? Елин: Это механизм планирования и регулирования, проведение той экономической политики, которую государство считает необходимой. Если необходимо поддерживать своих производителей, это можно делать, но понимая, что за это должен кто-то платить. А платит, как правило, налогоплательщик. Защитить рынок от роста цен невозможно, если снижается конкуренция. Мы живем в правовом пространстве, у нас есть обязательства перед ВТО, Единым экономическим пространством. И у нас есть интересы налогоплательщиков и производителей. Абсолютного решения нет. Нельзя однозначно сказать, что будет хорошо, а что - плохо. Различные решения принимаются в различные моменты. Это и есть экономическая политика государства, которая на различных этапах определяет, кому оно должно помогать. Ущемить интересы потребителей, но помочь производителям. Возможно? Безусловно! Но это должно быть объяснимо и временно. Потому что такие решения затрагивают интересы всех. И контрактная система выступает тем механизмом, который должен обеспечивать баланс интересов. Сама по себе она не имеет никакого значения, как система, она лишь инструмент для проведения экономической политики. И как любым инструментом контрактной системой можно пользоваться правильно или неправильно. Правительство может ограничить допуск иностранных производителей на внутренний рынок подобным юридически чистым способом. - Чем обеспечена эффективность контрактной системы? Елин: Очевидно, что к такому механизму должно быть доверие, понимание, как он устроен, а для этого необходима обратная связь. Гарантом, что система изменяема, а информация - достоверна, выступает Экспертный совет по контрактным отношениям. - Прошло уже несколько заседаний Совета, есть ли подтверждение того, что он работает? Елин: Решение создать Экспертный совет было совершенно правильным. Он не рассматривает какие-то процедуры, например, сроки принятия заявок. Его функция - обеспечить двусторонний обмен информацией, и эта задача решается. Принципиально важно, что удалось повысить доверие населения к контрактной системе. Есть четыре базовых системы государства. Первая - налоговая система, обеспечивающая сбор денег налогоплательщиков. Вторая - бюджетная, которая распределяет финансовые ресурсы. Третья - банковская система, являющаяся каналом, по которому эти деньги идут. И четвертая - контрактная система - финишная. Она обеспечивает конечный результат. Так что по факту механизм контрактной системы работает в общественных интересах, и налогоплательщики должны ей доверять, понимать, что здесь нет элементов сговора. Одним уровнем контроля мы не ограничились. При минэкономразвития сформирована целая архитектура общественного контроля ситуации: Совет региональных и муниципальных заказчиков, Совет федеральных заказчиков, Совет по контролю и аудиту в сфере закупок. На сайте министерства размещаются ответы на актуальные вопросы формирования контрактной системы. Эффект налицо - среднее количество звонков в день с вопросами про контрактную систему сократилось почти вдвое. Если в феврале было 5,6 тысячи звонков, то в августе - 3,3 тысячи. - Насколько 44-ФЗ противостоит недобросовестным поставщикам? Елин: В новой системе заключение контрактов по результатам несостоявшихся конкурентных процедур допускается только с единственным поставщиком, который подал заявку на участие в закупке. Заявки участников подаются закрытыми. Обязательна публичная процедура их оглашения. За семь месяцев действия 44-ФЗ количество контрактов, заключенных с единственным поставщиком, сократилось почти на 70%. А для защиты от недобросовестных поставщиков введены "антидемпинговые меры". В случае падения цены свыше 25% от начальной при закупках, превышающих 15 млн руб., участник должен представить полуторакратное обеспечение. - Насколько ориентирован 44-ФЗ на малый бизнес? Елин: Возможность стать поставщиком государства для субъектов малого и среднего предпринимательства - наиболее эффективная мера поддержки. Даже более эффективная, чем просто разовые субсидии. Поэтому закон о контрактной системе расширил поддержку малого бизнеса. Например, с 10 до 15% увеличена квота в сфере государственных и муниципальных закупок. Заказчики теперь обязаны осуществлять взаиморасчеты с предпринимателями в течение 30 дней. Эта норма устраняет основное препятствие, из-за которого ранее малый и средний бизнес не мог участвовать в госзакупках - длительные сроки оплаты контрактов. В квоту не входят закупки, на которые не пришел ни один участник, как это было ранее. Тем самым, можно избежать так называемой "виртуальной поддержки малого бизнеса". Результат налицо - за семь месяцев 2014 года количество контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, возросло на 43,47%, а сумма заключенных контрактов выросла более чем на 90 млрд руб. и составила 217,7 млрд руб. В ближайшее время может быть принято решение об установлении квоты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства для компаний с госучастием и субъектов естественных монополий. Объем дополнительных средств, которые благодаря такому нововведению можно будет направить на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, оценивается не менее чем в 1 триллион рублей. Это серьезная сумма. rg.ru |