21 мая 2014
О РОСТЕ ЧИСЛА НЕСОСТОЯВШИХСЯ ТОРГОВ, СНИЖЕНИИ БЮДЖЕТНОЙ ЭКОНОМИИ, ГОСЗАКУПКАХ У «МАЛЬКОВ» И ПРОЧИХ
НЮАНСАХ ЖИЗНИ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Собеседник «Новых Деловых Вестей» Сергей Веденеев, министр экономики, внешнеэкономических связей и
инвестиций правительства Волгоградской области.
«НДВ»: – Сергей Игоревич, наше издание хорошо загодя готовило свою целевую аудиторию к введению
нового закона о контрактной системе, разъясняло детали, акцентировало на изменениях. И вот – можно
говорить о первых результатах апробации документа на практике. Каковы они?
Веденеев: – Результаты первых месяцев госзакупок по новым правилам достаточно чётко
сформулированы на апрельском всероссийском форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ-2014». Собственно, обсуждение
начала действия «сорок четвертого ФЗ» и было целью мероприятия, организованного «Опорой России»,
движением «Народный Фронт «За Россию», при поддержке Минэкономразвития, Минфинансов, ФАС, Счётной
палатой РФ, под патронатом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Говорили о проблемах, возникающих перед государством и бизнесом на этапе реформирования и модернизации
системы государственных закупок в Российской Федерации, искали пути их решения.
На деле с трудностями столкнулись все стороны процесса – заказчики, поставщики, уполномоченные
структуры, органы контроля.
В разы увеличилось количество процедур определения поставщиков. Одновременно с этим сегодня
публикуется большое количество извещений о закупках малого объема с низкой начальной максимальной
ценой, которые неинтересны потенциальным поставщикам.
Затем. Если по ранее действовавшему «девяносто четвёртому ФЗ» заказчики могли заключать без проведения
торгов контракты до 100 тыс. руб. в квартал, то есть до 400 тыс. руб. в год, с единственным поставщиком по
каждой из 224 позиций номенклатуры товаров, работ, услуг, то сейчас они имеют право на аналогичные закупки
лишь в пределах пяти процентов от общего объема закупок в год.
Большое количество торгов теперь признаются несостоявшимися из-за пресловутой «только одной поданной
заявки». А рост несостоявшихся закупок влечёт за собой снижение экономии бюджетных средств на этом
направлении. В целом по Российской Федерации экономия упала в четыре раза.
Аналогичная ситуация – и в Волгоградской области. По результатам закупок, проведенных региональным
Минэкономики в первом квартале 2014 в интересах заказчиков нашего региона экономия бюджетных средств
составила 83,7 млн. руб. или 3,02 % от общей суммы начальных максимальных цен контрактов по состоявшимся
закупкам, в то время как за такой же период прошлого года достигнуты показатели в 202,6 млн. руб. или 11,82 %
соответственно.
Есть трудности и у органов контроля. Там сотрудники вынуждены заниматься согласованием закупок у
единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов, при том что количество последних,
повторюсь, выросло с начала года во многие разы!
Сегодня в Госдуме проходит рассмотрение принятый в первом чтении законопроект о внесении изменений в
Федеральный закон № 44-ФЗ. Все участники контрактной системы надеются, что в его окончательном варианте
учтут их пожелания и предложения, устранят недостатки только вступившего в силу закона.
– Отдельная тема – госзакупки у малого бизнеса. Можно ещё раз почётче о преимуществах для «мальков»
в этой сфере?
– Преимущества прописаны в статье 30 этого же закона. Заказчики обязаны осуществлять не менее 15 процентов
совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций. При этом верхнего предела законом не установлено. Такие
закупки идут через открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы,
электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений, в которых участниками закупок являются
только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Информация о проведении закупки только с участием указанных лиц, должна отражаться заказчиками в
извещении.
– Напомним читателям чёткие критерии попадания юрлица в разряд малого предпринимательства и закон,
эти критерии регламентирующий?
– Условия отнесения к МП определены статьей 4 Федерального закона от 2007 года «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации». Вот они. Их лучше опубликовать дословно.
" суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц,
общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном
(складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна
превышать 25%;
• средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек
включительно;
• выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за
предшествующий календарный год не должны превышать 400 млн. руб. (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N
101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов
малого и среднего предпринимательства»).
– А другие преференции и нюансы, прописанные законодателем для малого бизнеса.
– Эта категория поставщиков поддерживается государством уже самим фактом отдельной закупочной
процедуры. То есть процедуры, когда отбор победителя идёт только в среде малого бизнеса, и есть здоровая
состязательность равных по производственным, технологическим и экономическим возможностям
участников.
Государственные преференции субъектам МП касаются и размера обеспечения заявки при участии в конкурсах
и открытых аукционах в электронной форме. Для субъектов малого бизнеса при закупках, объявленных
непосредственно для них, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной максимальной цены
лота, в то время как во всех остальных случаях размер обеспечения заявки не может быть менее чем 0,5% и
более 5% от того же показателя.
– Достаточно ли заявителю просто указать на принадлежность к субъектам малого предпринимательства
или социально ориентированным некоммерческим организациям либо ему необходимо представить
дополнительные документы?
– Достаточно. Представлять дополнительные документы не требуется. При осуществлении закупки у
субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций участник
обязан декларировать в заявке принадлежность к одной из названных категорий (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
Следовательно, документом, подтверждающим принадлежность является сама декларация. Необходимость
представления иных бумаг Законом № 44-ФЗ не установлена. Позиция эта изложена также в Письме
Минэкономразвития России N 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/13590/14 от 04.04.2014.
– А если сравнить прежний закон о госзакупках и новый, по которому система работает с начала этого
года, что принципиально изменилось для «мальков»?
– Теперь в Законе о контрактной системе предусмотрены два способа участия субъектов МП в закупках.
Первый – путем их участия в определении поставщиков, установленными Законом способами. И второй – через
привлечение субъектов МП к исполнению контрактов в качестве субпоставщиков (субподрядчиков,
соисполнителей), что соответствует зарубежному опыту торгов. Заказчик при определении поставщика вправе
потребовать такого «сопривлечения». С установлением нового правила значительно расширяются
возможности участия в закупках малых предприятий.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа субъектов МП включается в
контракты. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой
ответственности поставщиков за неисполнение этого пункта. Развитие субконтрактных отношений
целесообразно развивать при закупках высокотехнологичной, инновационной продукции и проведении
научно-исследовательских работ.
Далее. Сняты все ограничения на перечень товаров, работ, услуг, в соответствии с которым заказчики
обязаны осуществлять закупки в среде малого бизнеса. В прежнем законе таковой существовал.
Маркетинговые исследования показывают – малый бизнес представлен практически во всех отраслях, где
размещаются государственные заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Следовательно, установленный ранее Перечень товаров, работ, услуг, заказы на которые должны размещать
государственные и муниципальные заказчики у субъектов МП, мог бы повлечь ограничение прав субъектов МП
на участие в государственных и муниципальных закупках, и соответственно его отмена – верное решение.
Важно, что субъекты МП могут принимать участие не только в закупках, объявленных непосредственно для них,
но и во всех остальных закупках на общих основаниях.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что с января 2014 г. полностью поменялось
законодательство о закупках. Изменились требования к участникам закупок, к заявкам, которые они подают, к
документам обязательно входящим в состав заявок. Так, например, при проведении электронных аукционов в
заявке на участие обязательно должна быть указана страна происхождения товара. К сожалению, сегодняшняя
практика показывает, что из-за того что заявки, подаваемые участниками не соответствуют предъявляемым
требованиям, приходится отклонять большое количество заявок, закупки признаются несостоявшимися,
заказчики остаются без необходимых им товаров, работ и услуг, а участники без финансовой выгоды.
Источник: http://ndwesti.ru/fascicle/2014/05/1078/187467/
|