02 октября 2013
Аэропорт Шереметьево выбрал инвестора Северной терминальной зоны. Им стала TPS Avia Group Аркадия Ротенберга с
партнерами. К 2017 году компания готова построить в Шереметьево новые пассажирский и грузовой терминалы,
туннель между Северной и Южной зоной и альтернативный топливо-заправочный комплекс. TPS внесет в
соответствующие совместные предприятия деньги объемом до 675 млн долларов, "Международный аэропорт
Шереметьево" / МАШ/ - землю и инженерные сети. Отбор не конкурс Шереметьево предполагает построить в
Северной зоне терминалы пропускной способностью 40 млн пассажиров в год. Это предусмотрено мастер-планом
развития аэропорта до 2030 года. Первая очередь комплекса, рассчитанная более чем на 10 млн пассажиров, будет
расположена на месте Терминала В. В этом секторе также проектируется выход из подземного тоннеля, который
соединит южную и северную зоны аэропорта. Завершение строительства подземного тоннеля и нового комплекса
планируется единовременно с окончанием строительства комплекса третьей взлетно-посадочной полосы. "В
рамках подготовки аэропорта к ЧМ-2018 важно создать в северной зоне в первую очередь терминал для
внутренних авиалиний, - пояснял ранее ИТАР-ТАСС главный инженер МАШ Евгений Тумель, - после чего в северной
зоне может быть создан еще один терминал для внутренних перевозок, а затем и международный терминал". План
Шереметьево в целом - 70-75 млн пассажиров ежегодно к 2030 году. В августе МАШ объявил о начале сбора заявок для
отбора инвестора. О своей заинтересованности сообщили "Инжиниринговая компания Трансстрой" Олега
Дерипаски / позднее вышла из участия/, "Аэроэкспресс" /заявка была отклонена, так как компания не смогла
представить информацию по опыту реализации за 10 лет не менее трех инвестпроектов/, "ВТБ Капитал" /заявка
была подана неуполномоченным представителем/ и в последний момент - "Аэропорт Толмачево" /входит в
"Новапорт" Романа Троценко, заявка отклонена, так как подана позднее установленного срока/. К финальному
отбору свои предложения подготовили "Аэропорт Кольцово" /входит в холдинг "Ренова" Виктора Вексельберга/ и
TPS Avia group Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько. "Двухэтапная процедура
отбора была выбрана в том числе, чтобы отсеять интересантов, которые хотели бы получить инсайд о
Шереметьево, не собираясь серьезно участвовать", - пояснил ИТАР-ТАСС партнер международной консалтинговой
компании Goltsblat BLP Виталий Можаровский, принимавший участие в подготовке конкурса. Комментируя возможные
претензии к процедуре отбора, юрист добавил, что она "не подпадает под регулирование о госзакупках". "При
большом желании можно сделать все, что угодно /имеется в виду - оспорить итоги - прим. ред./, - заметил
Можаровский. - Но всем были представлены равные права". Заявка победителя Отборочная комиссия МАШ 30
сентября рассмотрена предложения, представленные обоими финалистами в виде презентаций. По совокупности
оценочных критериев предложение TPS Avia Group было признано наилучшим, сообщил по итогам комиссии гендиректор
МАШ Михаил Василенко. "Аэропорт Кольцово" предложил вариант развития "Шереметьево" в целом через схему
концессии на весь аэропорт. Заявка предусматривала общий объем инвестиций в размере 1,8 млрд евро /примерно
совпадает с оценками Минтранса о необходимости инвестиций в МАШ до 2030 года/, которые планировалось
привлечь через займы. Говоря о причинах невыбора этой заявки, Василенко подчеркнул, что долговая нагрузка
ОАО "МАШ" и так велика, а также обратил внимание на то, что в заявке "Кольцово" строительство тоннеля
предусмотрено только после 2020 года. TPS Avia Group заявила о готовности развивать, прежде всего, Северную зону
через создание ряда совместных предприятий с МАШ. "В рамках предложенной концепции развития TPS Avia Holding
готова инвестировать до 675 млн долларов в четыре проекта", - сообщили ИТАР-ТАСС в компании. Это создание
пассажирского терминала на месте существующего старого терминала B /объем инвестиций - 200 млн долларов;
пассажиропоток - 15 млн человек в год/, грузовой терминал на 500 тыс тонн грузов /до 75 млн долларов/, туннель
между Северной и Южной зонами ценой в 250 млн долларов и альтернативный ТЗК /объем инвестиций - 150 млн
долларов, предполагается построить в партнерстве с "Лукойл-Аэро"/. "На основании нашего анализа прогноза
роста пассажиропотока в Московском авиаузле все заявленные TPS Avia проекты по развитию Северного
терминального комплекса планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году", - пояснили в компании. TPS Avia заявила о
готовность инвестировать собственные, не заемные средства "напрямую в уставный капитал" будущих СП,
добавил Василенко. По его словам, в рамках СП ОАО "МАШ" будет заниматься, собственно, авиационным бизнесом,
а TPS Avia - развитием коммерческих площадей. О распределении долей Шереметьево и инвестора в совместных
предприятиях говорить пока рано, уточняют участники процесса. В совместные проектные компании МАШ внесет
права аренды земельных участков и инженерные сети, которые необходимы для реализации проектов, пояснили в
TPS. "Вносимое имущество и имущественные права будут оценены по текущей рыночной стоимости, что в итоге и
определит долю МАШ в каждой проектной компании", - говорят в TPS. Такой подход позволит МАШ капитализировать
права на земельные участки и инженерные сети, а доля в капитале проектных компаний позволит МАШ
участвовать в принятии решений на всех основных этапах реализации проектов, считают в компании. "Мы
выбрали партнера, которого будем предлагать Росимуществу /владелец 83,04 проц МАШ - прим. ред./ для создания
совместных предприятий для реализации строительных проектов, а уже Росимущество будет определять, как
будут выглядеть эти проекты, каков будет уставной фонд СП", - пояснил Василенко. Приватизация через
консолидацию По решению правительства приватизация акций Шереметьево, находящихся в федеральной
собственности, должна быть проведена к 2016 году. Но пока по итогам совещания у президента Владимира Путина
по развитию Московского авиаузла 3 июля 2013 года было принято решение о консолидации бизнес-периметра
Шереметьево. Перечень компаний, которые должны войти в бизнес-периметр МАШ, готовят независимые
консультанты, а утверждать будет Росимущество. В периметр аэропорта, помимо некоторых дочерних компаний
МАШ, могут войти и частные активы, пояснял Василенко ранее. В случае заинтересованности во включении
частных компаний, работающих в аэропорте, в бизнес-периметр МАШ Росимущество предложит владельцам этих
компаний войти в капитал "Международного аэропорта Шереметьево". "Речь идет о переходе на единую акцию", -
говорил он, уточняя, что при согласии частные владельцы получат акции в самом МАШ за переданные в
бизнес-периметр Шереметьево акции. Это будет один из этапов приватизации актива, отмечал Василенко. Пакет
государства в МАШ сократится, и уже после этого государство выйдет из МАШ. По рекомендации Росимущества
вопрос о возможном включении будущих инвесторов МАШ в периметр консолидации был включен в параметры
отбора. И TPS Avia готова принять участие в консолидации бизнес-периметра, сообщил Василенко по итогам
отборочной комиссии. "Но здесь - на этапе этого конкурса - не решался вопрос будущей приватизации или
попытки передачи Шереметьево", - подчеркнул гендиректор аэропорта. TPS заходит Менеджеры, связанные с
Ротенбергом, Пономаренко и Скоробогатько, появились в Шереметьево еще осенью 2012 года - тогда в качестве
советников гендиректора МАШ. В декабре 2012 года они вошли в правление МАШ: замом гендиректора по правовым и
организационным вопросам был назначен Александр Ильин, замом по инвестициям и коммерческой деятельности
- Сергей Ярышев, заместителем по экономике и финансам - Александр Олейник. Управленцы работали ранее в
других проектах, связанных с Ротенбергом и его партнерами. С начала 2013 года TPS Avia получила под контроль
парковки, обслуживание VIP-пассажиров и продажу рекламы в терминале D, а также выкупила у СП "Интерроса" и
"Кратоса" доли в грузовом комплексе "Шереметьево" и контрольный пакет в проекте строительства нового
грузового терминала. Однако имена конечных бенефициаров компании не раскрывались, пока в сентябре
гендиректор МАШ не подтвердил, что владельцами TPS Avia Group являются Пономаренко, Скоробогатько и Ротенберг.
"Да, эти три имени в документации есть", - сказал он, пояснив, что раскрытие бенефициаров - одно из требований
участия компании в конкурсе на развитие новых терминалов в Северной зоне. Пономаренко участвовал в
презентации заявки на финальной стадии отбора http://www.itar-tass.com/c16/896692.html
|